21 июля 2013

Раннее речевое развитие. Первый  визит к логопеду.

 

Реалии нашего времени таковы, что детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Новорожденных всё чаще относят к группе риска (дети, перенёсшие внутриутробную гипоксию, обвитие пуповиной, если во время родов маме проводили комплекс мер по стимулированию родовой деятельности, дети, рождённые посредством Кесарева сечения, недоношенные или незрелые дети и т.д.).

 

Комплексная ранняя помощь детям сегодня имеет большие возможности и становится важным мероприятием в профилактике нарушений речи у детей отнесённых в группу риска.

Если не так давно ребёнка советовали показать логопеду только в 5 лет, то сегодня  врачи направляют детей на консультацию к логопеду в раннем возрасте: с 3 мес.

Родители же начинают беспокоиться, если ребёнок не заговорил к 1,5-2 годам, а к этому моменту многие возможности  интенсивной ранней реабилитации бывают уже упущены. Предстоит долгий и кропотливый труд по развитию речи ребёнка.

 

ЧТО ЗНАЧИТ НОРМА (от  рождения до 3 лет)?

 

Малыши начинают овладевать языком с самого рождения.

На протяжении первого года жизни (доречевой период) происходит подготовка речевого аппарата к  произношению звуков. Одновременно  идёт активный процесс развития понимания речи.

Слушая ласковый мамин голос, они уже в 2-3 мес. пытаются подражать ему: распевают гласные, «гулят».

 

К 5-6 мес. гуление переходит в ясные и чёткие речевые звуки – лепет. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Такие лепетные цепочки родители принимают за осмысленную речь, но это, конечно, ещё не слова.

 

 К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями  перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев дети демонстрируют понимание обращённой речи, реагируют на своё имя, воспринимают некоторые словесные инструкции и отвечают на них действием («открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу: «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос: «где огонёк?» ищут спрятанную у них на глазах игрушку), при слове «нельзя» престают тянуться к какому-либо предмету или прекращают тянуть его в рот.

 

Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребёнок, подражая, как эхо повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.

 

Ребёнок 11-12 меяцев всё чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги входящие в лепет, становятся составными частями слов: мама, биби и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно появляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.

К 1 году ребёнок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. К концу первого года жизни здоровый ребёнок чётко выговаривает звуки а, у, о, м, н, п, б, т, д, к, произносит от 5 до 20 слов.

 

С 1,5-2 лет в жизни ребёнка происходит чрезвычайное событие - он начинает говорить!

К 2 годам активный словарь у нормально развивающихся детей насчитывает от 200 до 300 слов. Ребёнок строит несложные фразы, для этого в его активном словаре обязательно должны быть глаголы, составляет простые предложения  из 2-3 слов (напр.,«мама, дай»). Порядок слов в высказываниях ребёнка не соблюдается, а сами фразы начинаются с наиболее значимых по смыслу слов: «Котя гулять идеть» (Костя идёт гулять).

 

К 3 годам словарный запас возрастает в 3-4 раза. Он уже  знает названия окружающих предметов, охотно рассказывает где был, что видел. Отвечает на вопросы по прочитанному, выговаривает звуки кроме сонорных (л, р) и шипящих, играя, разговаривает сам с собой.

 

Присматривайтесь внимательно к своему ребёнку на всех этапах его развития с первых дней жизни и старайтесь максимально объективно оценивать динамику его развития, соотнося с вышеизложенной нормой.

 

ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА  в период от  0  до 3 лет.

 

(наблюдение за речевой активностью младенца следует проводить в спокойной ситуации, когдаребёнок сыт, бодрствует, удовлетворены его основные физиологические потребности.)

 

С рождения до 2 мес. - Слабый крик, тихий плач новорождённого, вяло сосёт мамину грудь, попёрхивается при сосании, молочко подтекает с одного из уголков губ. Ребёнок долго длительно спит (более 3 часов без пробуждения). Если вы видите, что в спокойном состоянии   малыш не проявляет реакции сосредоточения на обращенную к нему человеческую речь, т.е. не замирает и не «прислушивается» когда слышит ласковый мамин голос - это тревожный сигнал!

 

С 2 мес. до 4 мес.- отсутствие улыбки в ответ на обращённую речь, смеха (к 4 мес.)

Стоит бить тревогу если малыш «молчалив»: не гукает, не гулит, не распевает гласные звуки.

 

С 4 до 6 мес. Тревожными звоночками для родителей могут быть: отсутствие  лепета, ориентировочной реакции на общение, а так же, если ребёнок не рассматривает окружающие предметы и людей.

 

Если ребёнок в возрасте 6 -9 мес. не произносит слоги и  их сочетания  нужно внимательнее понаблюдать за поведением ребёнка, возможно данные симптомы свидетельствуют о  замедленном психомоторном развитии и нужно искать причину его появления.

 

Когда ребёнок не реагирует на звуки необходимо показать его лору,  окулисту (если у ребенка отсутствует реакция на свет), неврологу (если ребёнок не ползает, не сидится), чтобы исключить нарушения слуха, зрения, задержку психомоторного развития.

 

В 9 месяцев нежелание ребёнка жевать более твёрдую пищу, поперхивание при глотании свидетельствует о слабости и нарушении иннервации мышц артикуляционного аппарата (щёк, губ, языка и др.).

 

С 9мес.  до 1года поводом  для беспокойства родителей должна стать неизменность вокализаций ребёнка, если не появляются новые звуки, слоги, слова.

Если ребёнок в возрасте от 1 года до 2 лет – «ленится жевать» твёрдую пищу, мало использует или не использует слова в общении с др. людьми, не проявляет интерес к общению с близкими людьми, безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям, молчит, понимает, но не желает говорить это повод обращения к неврологу и логопеду.

 

Ещё один тревожный сигнал: ребёнок не понимает простой инструкции, просьбы, либо реагирует неадекватно смыслу просьбы. Либо  понимает только одного человека.   

 

Бейте тревогу,  если ребёнок к 2,5-3 годам существенно отстаёт от нормы: использует мало слов, или только первые слоги слов, или «проглатывает»  окончания. Основанием для посещения логопеда должно  стать искажённое произношение звуков: если «р» произносит гортанно «на французский манер», или звуки «с», «з» ребёнок произносит, высунув язычок между зубами, или ребёнок произносит  «хлюпающие звуки».  В этих случаях  тянуть с походом к логопеду не стоит.

Многие родители надеются, что такие ошибки со временем пройдут, ребёнок «выговориться».

На самом деле шансы на это минимальны: чем дольше ребёнок будет картавить и шепелявить, тем прочнее в его сознании закрепится неправильное произношение звука и тем труднее будет исправить его в будущем.

 

Статья подготовлена Денисовой К.Л., логопедом Новосибирского           

Областного Детского Клинического Психоневрологического Диспансера                                     

Сергеевой И.В., логопедом ЧОУ «Академия Развития Личности»   

 (Образовательный центр «Кругозор»)


Возврат к списку