Раннее речевое развитие. Первый визит к логопеду.
Реалии нашего времени таковы, что детей с речевыми нарушениями становится всё больше. Новорожденных всё чаще относят к группе риска (дети, перенёсшие внутриутробную гипоксию, обвитие пуповиной, если во время родов маме проводили комплекс мер по стимулированию родовой деятельности, дети, рождённые посредством Кесарева сечения, недоношенные или незрелые дети и т.д.).
Комплексная ранняя помощь детям сегодня имеет большие возможности и становится важным мероприятием в профилактике нарушений речи у детей отнесённых в группу риска.
Если не так давно ребёнка советовали показать логопеду только в 5 лет, то сегодня врачи направляют детей на консультацию к логопеду в раннем возрасте: с 3 мес.
Родители же начинают беспокоиться, если ребёнок не заговорил к 1,5-2 годам, а к этому моменту многие возможности интенсивной ранней реабилитации бывают уже упущены. Предстоит долгий и кропотливый труд по развитию речи ребёнка.
ЧТО ЗНАЧИТ НОРМА (от рождения до 3 лет)?
Малыши начинают овладевать языком с самого рождения.
На протяжении первого года жизни (доречевой период) происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно идёт активный процесс развития понимания речи.
Слушая ласковый мамин голос, они уже в 2-3 мес. пытаются подражать ему: распевают гласные, «гулят».
К 5-6 мес. гуление переходит в ясные и чёткие речевые звуки – лепет. Первый лепет состоит из коротких цепочек слогов: ма-ма-ма, ба-ба-ба. Такие лепетные цепочки родители принимают за осмысленную речь, но это, конечно, ещё не слова.
К 9 месяцам лепет обогащается новыми звуками, интонациями перерастает в длинные ряды слогов. Лепет становится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого и сопровождает различные действия с предметами и игрушками. В 9 месяцев дети демонстрируют понимание обращённой речи, реагируют на своё имя, воспринимают некоторые словесные инструкции и отвечают на них действием («открой рот», «дай ручку», прижимаются щекой к матери на просьбу: «поцелуй маму», поднимают голову и глаза к лампе на вопрос: «где огонёк?» ищут спрятанную у них на глазах игрушку), при слове «нельзя» престают тянуться к какому-либо предмету или прекращают тянуть его в рот.
Для детей 9-10 месяцев характерен активный лепет, состоящий из 4-5 слогов и более. Ребёнок, подражая, как эхо повторяет за взрослым новые слоги, которые сам ранее не произносил, хорошо копирует интонацию, воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, приветствий, с удовольствием произносит различные восклицания и междометия, сопровождая их выразительной мимикой и жестами.
Ребёнок 11-12 меяцев всё чаще обращает внимание на лицо говорящего, начинает кивать головой в знак утверждения и качать ею в знак отрицания. Слоги входящие в лепет, становятся составными частями слов: мама, биби и др. Одновременно с этим у детей этого возраста обычно появляется новый интерес – рассматривание книг с картинками. Узнавая на картинках знакомые предметы или показывая их по просьбе взрослого, дети обозначают их лепетными словами.
К 1 году ребёнок понимает и выполняет 5-10 простых инструкций: «принеси то-то», «закрой дверь», «дай чашку» и др. К концу первого года жизни здоровый ребёнок чётко выговаривает звуки а, у, о, м, н, п, б, т, д, к, произносит от 5 до 20 слов.
С 1,5-2 лет в жизни ребёнка происходит чрезвычайное событие - он начинает говорить!
К 2 годам активный словарь у нормально развивающихся детей насчитывает от 200 до 300 слов. Ребёнок строит несложные фразы, для этого в его активном словаре обязательно должны быть глаголы, составляет простые предложения из 2-3 слов (напр.,«мама, дай»). Порядок слов в высказываниях ребёнка не соблюдается, а сами фразы начинаются с наиболее значимых по смыслу слов: «Котя гулять идеть» (Костя идёт гулять).
К 3 годам словарный запас возрастает в 3-4 раза. Он уже знает названия окружающих предметов, охотно рассказывает где был, что видел. Отвечает на вопросы по прочитанному, выговаривает звуки кроме сонорных (л, р) и шипящих, играя, разговаривает сам с собой.
Присматривайтесь внимательно к своему ребёнку на всех этапах его развития с первых дней жизни и старайтесь максимально объективно оценивать динамику его развития, соотнося с вышеизложенной нормой.
ПОВОД ДЛЯ БЕСПОКОЙСТВА в период от 0 до 3 лет.
(наблюдение за речевой активностью младенца следует проводить в спокойной ситуации, когдаребёнок сыт, бодрствует, удовлетворены его основные физиологические потребности.)
С рождения до 2 мес. - Слабый крик, тихий плач новорождённого, вяло сосёт мамину грудь, попёрхивается при сосании, молочко подтекает с одного из уголков губ. Ребёнок долго длительно спит (более 3 часов без пробуждения). Если вы видите, что в спокойном состоянии малыш не проявляет реакции сосредоточения на обращенную к нему человеческую речь, т.е. не замирает и не «прислушивается» когда слышит ласковый мамин голос - это тревожный сигнал!
С 2 мес. до 4 мес.- отсутствие улыбки в ответ на обращённую речь, смеха (к 4 мес.)
Стоит бить тревогу если малыш «молчалив»: не гукает, не гулит, не распевает гласные звуки.
С 4 до 6 мес. Тревожными звоночками для родителей могут быть: отсутствие лепета, ориентировочной реакции на общение, а так же, если ребёнок не рассматривает окружающие предметы и людей.
Если ребёнок в возрасте 6 -9 мес. не произносит слоги и их сочетания нужно внимательнее понаблюдать за поведением ребёнка, возможно данные симптомы свидетельствуют о замедленном психомоторном развитии и нужно искать причину его появления.
Когда ребёнок не реагирует на звуки необходимо показать его лору, окулисту (если у ребенка отсутствует реакция на свет), неврологу (если ребёнок не ползает, не сидится), чтобы исключить нарушения слуха, зрения, задержку психомоторного развития.
В 9 месяцев нежелание ребёнка жевать более твёрдую пищу, поперхивание при глотании свидетельствует о слабости и нарушении иннервации мышц артикуляционного аппарата (щёк, губ, языка и др.).
С 9мес. до 1года поводом для беспокойства родителей должна стать неизменность вокализаций ребёнка, если не появляются новые звуки, слоги, слова.
Если ребёнок в возрасте от 1 года до 2 лет – «ленится жевать» твёрдую пищу, мало использует или не использует слова в общении с др. людьми, не проявляет интерес к общению с близкими людьми, безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям, молчит, понимает, но не желает говорить это повод обращения к неврологу и логопеду.
Ещё один тревожный сигнал: ребёнок не понимает простой инструкции, просьбы, либо реагирует неадекватно смыслу просьбы. Либо понимает только одного человека.
Бейте тревогу, если ребёнок к 2,5-3 годам существенно отстаёт от нормы: использует мало слов, или только первые слоги слов, или «проглатывает» окончания. Основанием для посещения логопеда должно стать искажённое произношение звуков: если «р» произносит гортанно «на французский манер», или звуки «с», «з» ребёнок произносит, высунув язычок между зубами, или ребёнок произносит «хлюпающие звуки». В этих случаях тянуть с походом к логопеду не стоит.
Многие родители надеются, что такие ошибки со временем пройдут, ребёнок «выговориться».
На самом деле шансы на это минимальны: чем дольше ребёнок будет картавить и шепелявить, тем прочнее в его сознании закрепится неправильное произношение звука и тем труднее будет исправить его в будущем.
Статья подготовлена Денисовой К.Л., логопедом Новосибирского
Областного Детского Клинического Психоневрологического Диспансера
Сергеевой И.В., логопедом ЧОУ «Академия Развития Личности»
(Образовательный центр «Кругозор»)